Качество бензина — один из основных моментов, определяющих эффективность работы двигателя и его ресурс. Современные российские АЗС предлагают большой перечень марок: 92, 95, 98, 100. Эти цифры обозначают октановое число топлива. Но бывают ситуации, когда нужное топливо на АЗС отсутствует или владелец автомобиля хочет «улучшить» работу ТС, залив бензин с более высоким, чем рекомендованное, октановым числом. В этой статье мы рассмотрим, какой бензин — 92 или 95, 98, 100 — лучше заливать в двигатели с разными характеристиками и узнаем, к чему может привести замена оптимальной марки на другую, более высокую или низкую.
Что такое детонация и чем она опасна
Детонацией называют явление, при котором топливно-воздушная смесь воспламеняется самостоятельно под воздействием высоких температур и давления, без искры от свечи зажигания. По сути, детонация — это взрыв. Если скорость горения топливно-воздушной смеси, подожженной искрой от свечи, составляет примерно 15 м/с, то при детонации она равна 1500 м/c. Опасные последствия этого явления:
- Камера сгорания и поршни подвергаются сильнейшему удару, который может стать причиной их разрушения.
- ТВС после детонации горит дольше, чем после поджига искрой от свечи. В результате этого через выпускные клапаны, предназначенные для выхода охлажденных выхлопных газов, вылетает пламя, которое нагревает и плавит металл.
- ТВС в результате детонации возгорается раньше времени, что приводит к толчку поршней из некорректной точки. В результате этого поршни передают усилие на коленвал и шестерни несбалансированно. Мотор работает некорректно, и его поломка может случиться в самый неподходящий момент.
Избежать этого опасного явления позволяет правильный выбор марки бензина для конкретного двигателя.
Какой бензин заливать в атмосферный двигатель
ДВС старого образца
Атмосферные двигатели старого образца не имеют дополнительных автоматизированных узлов, которые обеспечивают более эффективное сгорание топлива. ТВС в таких моторах относительно бедная. В эти автомобили рекомендуется заливать АИ-92.
Если залить в атмосферный ДВС высокооктановый бензин — АИ-95, АИ-98, он будет гореть дольше по сравнению с АИ-92, что приведет к неприятным последствиям: перегреву, сгоранию смазки и разрушению выпускных клапанов.
Вывод! Заливать бензины с высоким октановым числом в атмосферный ДВС можно только в тех случаях, когда автомобиль будет работать на высоких скоростях и/или перевозить тяжелый груз. Только тогда высокооктановое топливо будет сгорать правильно, без вреда для узлов и агрегатов ТС.
Бензин АИ-92 чаще всего используется в отечественных автомобилях и недорогих зарубежных с малокубатурными ДВС.
ДВС нового образца
Современные атмфосферные ДВС, помимо стандартной задачи — ехать далеко и долго, решают и другие проблемы, связанные с экономией топлива и сохранением экологии. В таких двигателях предусмотрена повышенная компрессия, что требует использования бензина с более высоким, по сравнению со старым ДВС, октановым числом.
Для современных атмосферных ДВС применяют:
- АИ-95 при аккуратной, стабильной, небыстрой езде. В таких условиях датчик детонации способен эффективно скорректировать угол опережения зажигания, что позволяет избежать детонации. Но при повышенных оборотах такой датчик неэффективен.
- АИ-98. Рекомендуется использовать при планировании «гонок» и перевозки тяжелых грузов.
АИ-95 — наиболее популярный вариант, используемый в отечественных и зарубежных автомобилях средней мощности.
Какой бензин заливать в турбированный ДВС
Автомобили с турбированными двигателями, которые отличает высокая степень сжатия в камере сгорания, изначально адаптированы к АИ-98. В большинстве случаев такой бензин используется для объемных двигателей мощностью свыше 200 л. с.
Можно ли в такие ДВС заливать бензины АИ-92, АИ-95, АИ-100? Можно, но только при выполнении следующих условий:
- АИ-92 — в критических ситуациях, на короткое время, чтобы доехать до АЗС на низких оборотах и приобрести бензин оптимальной марки. Повышение нагрузки на ДВС приводит к детонации.
- АИ-95. На таком бензине турбированный двигатель может работать постоянно, но только в спокойном размеренном режиме.
- АИ-100. Можно заливать при планировании быстрой езды. Для передвижения по городу со скоростью 60 км/час и стояния в пробках использовать его не рекомендуется.
Что подойдет для спортивных автомобилей
ТС спортивного назначения всегда оснащены турбированными двигателями, прокачаны на максимально возможные степень сжатия, компрессию, обороты. Большой плюс таких авто — наличие автоматики, которая контролирует режим езды, не допускает перерасход бензина при медленных поездках и стоянии в пробках.
Для мощных авто предназначен бензин А-100, который не только имеет высокое октановое число и устойчив к детонации, но и максимально очищен от примесей. Чистота топлива обеспечивает его эффективное сгорание, прибавку в мощности и оптимизацию работы ДВС.
Какие варианты допустимы для спортивных автомобилей и на каких условиях:
- АИ-98. Такой бензин может использоваться на постоянной основе, но только при спокойной езде.
- АИ-95. Это топливо можно заливать только для кратковременных поездок до АЗС, на которой можно заправиться высокооктановым бензином.
- АИ-92. Лучше не использовать, поскольку детонация может возникнуть даже на средних и малых скоростях.
Общие выводы
При решении вопроса, какой бензин лучше заливать в двигатель (92 или 95, 98, 100), необходимо ориентироваться на рекомендации производителя.
Понижать марку однозначно не рекомендуется. Сделать это можно только в критических ситуациях — при необходимости доехать до заправки, на которой можно приобрести бензин нужной марки. Повышение оборотов двигателя на топливе с пониженным октановым числом с высокой вероятностью приведет к детонации и необходимости ремонтировать двигатель. При отсутствии бензина нужной марки можно воспользоваться специальными присадками, повышающими октановое число. Стоимость литра топлива с присадками выше стоимости топлива высокой марки, которое можно приобрести на АЗС.
Бензин с повышенным, по сравнению с рекомендациями производителя, октановым числом можно заливать при планировании поездок на высоких скоростях и/или в загруженном состоянии. Использовать высокую марку при спокойной езде не рекомендуется, поскольку это приведет к перегреву двигателя и его повышенному износу.
При необходимости бензины разных марок можно смешивать в баке. Сначала двигатель будет работать на старом топливе, а потом перейдет на новое, имеющее другую плотность. Такая операция допускается одноразово, поскольку необходимость постоянно перестраиваться приводит к быстрому износу двигателя.
